В
прошлой части я рассказывала про то, что такое внутренние ресурсы и как они связаны с творческим мышлением. В этой части расскажу как помогать себе самостоятельно и к кому идти, если самостоятельно не получается. Конкретно, арт-терапевт помогает на этапе формулировки вопроса, организации деятельности, дополнительном наблюдении за процессом и связи информации полученной в процессе с тем, что нужно по жизни. И вообще, если зависаете на конкретном этапе, тут может понадобиться дополнительная помощь специалиста и это нормально.
Общий план поиска внтуренних ресурсов выглядит так:
1. Обычно ресурсы нужны для решения какой-то проблемы. Поэтому сначала нужно сформулировать внутренний вопрос, который у вас есть относительно этой проблемы: «Что происходит?», «Куда уходят силы?», «На что я могу опираться?», «Что мешает мне увидеть решение?», «Что я могу сделать?». Формулирование актуального вопроса полезно само по себе, так как позволяет сосредоточиться на самом важном, а ваш мозг начинает искать решение в фоновом режиме. Вопросы выше самые простые и подходят почти всем. Можно придумывать свои, основные условия – экологичность (не вредить себе и миру) и внутренний локус контроля. Например, в ситуации конфликта с N не надо спрашивать, как изменить N, надо сначала посмотреть, про что для вас эта ситуация, а потом, что вам в ней нужно. То есть вопрос будет не «Как заставить N замолчать?», а «Что для меня возможно делать в ситуации вербальной агрессии?»
На этапе 1 может помочь любой психолог (в том числе не арт-терапевт), так как формулировка запроса – один из основных навыков, которому учатся помогающие практики.
2. Поиск подходящей модальности. Под модальностью подразумевается вид творчества, который используется для поиска решения. В
третей части будет про виды творческой активности, так как в разные моменты нужно разное. Если постараться, то можно использовать не только творческую активность, но и любой другой вид деятельности, например, спорт, работу, общение и вообще все что угодно.
Для этапа 2 может понадобиться внимательный слушатель, который наблюдает за вами, когда вы рассказываете о том, чем бы вы хотели заняться. Внимательный слушатель (иногда это просто друг) может заметить, как будут меняться невербальные реакции и в какой момент происходит оживление - обычно это признак правильного выбора.
3. Непосредственно творческий процесс. Если тянет рисовать – рисуйте, петь – пойте. Кому-то подходит попробовать что-то самостоятельно, кому-то в группе или индивидуально с преподавателем. Часто у людей есть блок на творчество («слишком глупо», «по-детски», «это некрасиво»), нужно подбирать ту модальность и тот вариант, в котором получится начать что-то делать. В том направлении, в котором я училась, мы стараемся не использовать деструктивные действия, так как это обычно вред себе. Если хочется разрушать всё и вся, то либо сдерживайте себя и ищите прямо в процессе раздражающий фактор, либо сознательно выбирайте модальность, где нет произведенного продукта деятельности (пение, музыка или театр), и добавляйте вид спорта, который требует высокого уровня контроля, чтобы происходил не только сброс негатива, но и развитие навыка конструктивного использования агрессии.
Этап 3 зависит от того, нужен ли вам кто-то для организации деятельности. Если вы работает с преподавателем, то вы больше концентрируетесь на самой деятельности и на результате, а уж поиск инсайтов - ваша самостоятельная работа. Если работаете с арт-терапевтом, то он, наоборот, меньше концентрируется на результате и больше помогает прислушиваться к себе в процессе.
4. Перенос полученного опыта обратно в жизнь. Для этого в процессе деятельности или после ее завершения, нужно вспомнить, а в чем был вопрос, и спросить себя: «Какой ответ я увидел через этот опыт?» В ответе может быть что-то конкретное про то, что нужно делать прямо сейчас, и/или общий вектор действий, на котором нужно сосредоточиться по жизни. Если ответ получается, что «выхода нет», то это неправда, нужно снова задавать себе вопрос «Что мешает увидеть выход?» и повторять цикл сначала.
Это самый сложный этап . Научиться переносить навык из одного вида деятельности на другие виды деятельности (и на жизнь вообще) может сходу не получиться, но хорошая новость заключается в том, что, даже если вы не видите прямой связи (в том числе и ответов на вопросы), эта связь все равно появляется (просто потому что в мозгу нет отдельных отделов про программирование и музыку, если уж вы занимаетесь и тем, и другим, то влияние друг на друга эти деятельности оказывают). Иногда нужно чем-то позаниматься длительное время, чтобы осознать, как же это помогло решить проблему. Если говорить про внешнюю помощь на 4-м этапе, то мне бы очень хотелось сказать, что просто пойдите к психологу или арт-терапевту, он вам поможет, но этот этап часто сложен и для самих специалистов, так как здесь обычная человеческая мудрость важнее, чем образование.
В
последней части будет рассказано про разные творческие модальности.