Июнь 12, 2023
Творческие модальности
В этой статье рассказано, как основные творческие модальности помогают по жизни, то есть как с помощью них нащупать тот самый внутренний ресурс. Про общий подход к поиску внутренних ресурсов с помощью творчества можно почитать в первой и второй части.

Изобразительное творчество – для понимания происходящих в жизни процессов. Многие сложности связаны с тем, что мы пытаемся обработать информацию на вербальном уровне. Слов обычно не хватает, так как для многих вещей этих слов у нас просто нет или их слишком мало. Визуальные образы более емкие и позволяют за несколько минут выразить то, что словами описывать пару часов. Кроме этого, визуализация позволяет выразить связи и отношения между объектами. Обычно визуализация ярко проявляет проблему и может вызвать чувство отчаяния, так как в визуальном воплощении проблема может выглядеть еще хуже. Не паникуем, смотрим, ищем прямо в образе проблемы помогающий ресурс (он там всегда есть).
Работа с пластическими материалами (глина, пластелин) – для работы с сенсорикой. То есть это поиск опоры, баланса, ресурса в теле. Поиск подразумевает, что мы находим, где есть сбой, а потом учимся его выправлять. Если вас во все стороны разносит, то вряд ли вы сможете сделать обычный горшок на гончарном круге, здесь само действие подразумевает, что телу нужно вернуть баланс и контроль. Тело усваивает навык и переносит его в жизнь без дополнительной помощи, так что общая устойчивость должна появиться.
Работа с движением. Обычно это про танцы, но кажется, это можно переложить и на некоторые виды спорта. Работа с движением в чем-то является миксом изобразительного творчества и работы с пластикой. Движение тоже создает образ происходящего, но здесь мы не смотрим на это со стороны, а встраиваемся в происходящее и через тело отслеживаем, как нам в этом находиться и какие основные блоки в движении по жизни у нас существуют.
Музыка и пение - для работы с эмоциями. Если ситуацию сложно обработать из-за большого количества невербализуемой информации, то это скорее про визуальное искусство. Но если сложно справляться именно с эмоциями, которые захватывают, то лучше начать с вокала и/или музыки. Человек вполне может выражать сильный аффект громкими звуками (заорать, наорать или хлопнуть дверью). Это дает сброс напряжения, но в неадаптированом виде может усугубить проблему, так как чаще сброс напряжения происходит не там, где возникла проблема, а там, где это возможно, то есть рядом с людьми, которые вообще не при чём. Вокал и музыка переводят неконтролируемое выражение аффекта в контролируемое, так как сами эти занятия подразумевают торможение аффекта и переключение на контроль за действиями, а сам по себе контроль выражения эмоций крайне важен в межличностном взаимодействии и умении влиять на других.
Литературное мастерство. Разные формы прозы хорошо заходят, когда нужно разобраться в ситуации с учетом внутренних и/или внешних конфликтов. В прозе есть какая-то ситуация, которая двигает повествование и есть персонажи с разными интересами и разной историей. Написание чего-то обладающего стройной логикой подразумевает проработку этих самых персонажей, то есть углубление понимания различных точек зрения, поиск возможных мест интеграции или, наоборот, разделения того, что не уживается вместе. Поэзия - более тонкое и точечное искусство. В нем важно ухватить и раскрыть суть через сильные образы, если это получается, то поэзия в некотором смысле становится безапелляционным инструментом воздействия на свою и чужую психику. Со стихами вообще сложно спорить:)
Про театральное искусство пока писать не буду, так как оно интегрирует в себя большую часть описанных форм, так что получается такая суперкомплексная практика. Кроме этого, театр подразумевает взаимодействие и синхронизацию с другими, поэтому этот вид деятельности буквально помогает увидеть свой роль в ситуации.
Made on
Tilda